Творческая история создания романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» беспримерна.
В советской литературе нет другого произведения, которое с выходом в свет (первых книг и во время создания последующих) получило бы так много самых высоких оценок крупнейших авторитетов-современников (А. Серафимовича, М. Горького, А. Луначарского, И. Сталина, Р. Роллана) и вокруг которого столь длительно бушевала бы ожесточённая политическая и философско-эстетическая борьба.
Общеизвестно, что Шолохов в 20 лет издал два сборника великолепных новелл — «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». К первому из них Александр Серафимович написал предисловие, оказавшееся пророческим.
«Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова, — писал А. Серафимович. — Просто, ярко и рассказываемое чувствуешь — перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды.
Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Огромное знание того, о чём рассказывает. Тонкий, схватывающий глаз. Умение выбрать из многих признаков наихарактернейшие. Все данные за то, что т. Шолохов развёртывается в ценного писателя...».
Написав это предисловие, Александр Серафимович через издательство пригласил к себе на квартиру Шолохова. В задушевной беседе А. Серафимович сказал ему: «До чего же вы молод! (А про себя подумал и потом записал в дневнике: «И чёрт знает как талантлив!»)... Невелика ваша книжка — восемь рассказов, а событий в каждом — на целый роман...» И ещё было высказано много тёплых слов, строгих советов, а на прощание Александр Серафимович сказал: «...Писателю очень важно найти себя, пока молод... Дерзнуть на большое полотно! — и заверил молодого писателя: — Нюхом чувствую — пороху у вас хватит!».
Для юноши, вступающего в литературу, очень много значило и это предисловие Мастера и его напутствие: «Дерзнуть на большое полотно!»
Смелости и таланта Михаилу Шолохову было не занимать... Осенью 1925 года, подготовив к печати второй сборник рассказов «Лазоревая степь», отважился он испробовать свои силы в жанре романа, условно названного «Донщина».
«Начал писать роман в 1925 году, — рассказывал Шолохов корреспонденту газеты «Известия». — Причём первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград... Донские казаки были в этом походе в составе 3-го конного корпуса... Начал с этого... Написал листов 5-6 печатных. Когда написал, почувствовал: что-то не то. Для читателя остаётся непонятным, почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казаки? Что это за Область войска Донского? Не выглядит ли она для читателей некоей terra incognita?.. Поэтому я бросил начатую работу. Стал думать о более широком романе».
Главным девизом Михаила Шолохова во всей подготовительной работе, как и при создании «Тихого Дона», было служение правде.
28 ноября 1974 года в станице Вёшенской М. А. Шолохов говорил мне, что, приступая к работе над «Тихим Доном», он изучил, пожалуй, всё, что имелось к тому времени в историографии казачества: «Историю Донского Войска» Н. Броневского (Спб., 1834), «Трёхсотлетие Войска Донского» А. Савельева (Спб., 1870), «Крестьянский вопрос на Дону в связи с казачьим» Е. Савельева (Новочеркасск, 1917), «Донские казачьи песни» А. Пивоварова (Новочеркасск, 1885), «Сборник донских народных песен» А. Савельева (Спб., 1886) и ещё очень многое другое...
В фольклорном сборнике А. Пивоварова Михаилу Шолохову особенно приглянулась старинная казачья песня «Дон после войны» (записана Н. А. Сальниковым в 1-м Донском округе, его центром была станица Константиновская-на-Дону). Вот её полный текст:
Чем-то, чем наша славная земелюшка распахана?
Не сохами-то славная земелюшка наша распахана, не плугами,
Распахана наша земелюшка лошадиными копытами.
А засеяна славная земелюшка казацкими головами.
Чем-то наш батюшка славный тихий Дон украшен?
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами.
Чем-то наш батюшка славный тихий Дон цветен?
Цветен наш батюшка славный тихий Дон, сиротами.
Чем-то в славном тихом Дону волна наполнена?
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими-материными слезами.
Могучее эпическое звучание, глубокая народная скорбь этой песни надолго пленили воображение писателя, оказав огромное влияние в выборе — с чего и как начать роман… Историческая подоснова «Тихого Дона» даёт право сказать, что Шолохов проштудировал (с карандашом и военными картами в руках) классические труды Зайончковского «Мировая война 1914–1918 гг.» (М., 1922) и документы о гибели армии Самсонова в Восточной Пруссии (1914), и работы о Брусиловском прорыве в Галиции (1916). Тогда же, в беседе 28 ноября 1974 года, М. А. Шолохов сказал, что «в 1927 году основательно познакомился с «Материалами комиссии по исследованию опыта мировой и гражданской войны» — в то время ещё не опубликованными — оттуда кое-что почерпнул…».
Прийма, К. И. К творческой истории «Тихого Дона» // С веком наравне : статьи о творчестве М. А. Шолохова / Константин Прийма. Изд. 3-е. Ростов-на-Дону, 2011. С. 154–156.